Статейник

Полезные статьи и советы

Формирование речи в процессе эволюционного развития человека

Эволюция человека

Эволюция человека

По мнению ученых, жизнь появилась на нашей планете приблизительно три миллиарда лет назад в одной из самых важных сред обитания на Земле – в воде. Первые живые существа были представлены одноклеточными микроорганизмами, например, бактериями, и многоклеточными, такими как рыбы с реснитчатыми клетками на боковых линиях, выполняющими тактильную функцию. Они работали, ориентируясь на водные колебания. Возможно, эти создания стали прототипом волосковых клеток, принимающих участие в строении органа слуха. Достаточно развившись в воде, спустя миллиарды лет, живые организмы вышли из воды и начали заселять сушу, а затем и воздух.

Эволюционируя и преобразовываясь, сложные земные создания стали разделяться на видовые группы: амфибии, птицы, рептилии, млекопитающие. Каждый вид теперь имел орган слуха с чувствительными волосковыми клетками в нем. И, что важно, волосковые клетки могут функционировать только в водной среде. Как раз данный элемент мы и видим в устройстве человеческого органа слуха. Но это всего лишь теория.

При давлении на эти волоски зарождается нервный импульс, который передается по нервным волокнам. Чувствительные клетки четко разделяют акустические волны и отправляют их в определенные зоны. При этом образуется пучок разных импульсов, которые передаются по слуховому нерву к мозгу.

Как действует орган слуха?

Он получает информацию и фонирует ее, то есть переводит в голос. Рассмотрим улитку. Эта древняя структура в нашем организме выполняет функцию восприятия слуха.

Появление голоса у человека

Сначала структуры голосообразования были ориентированы на обеспечение жизнедеятельности организма, то есть на дыхание, питье, только немного на голосообразование.

Органы, принимающие участие в голосообразовании:

  • Грудная клетка, трахея, легкие (легочные меха). Они поддерживаются при активном звукоизвлечении на диафрагму и абдоминальные органы.
  • Гортань и верхняя часть трахеи (вибрирующее сужение). Вместе с ними рядом располагаются голосовые складки. Воздух, проходя через них, представляет собой весьма неприятный и глухой шум со своеобразным тембром.
  • Надскладочные полости. Именно они и преобразовывают этот шум в исходный голос. К ним относится: полость рта, глотка, полость носа.

Переход просто голосовых звуков в лингвистическую систему стал возможен благодаря психо-нервно-мышечным механизмам. Опираясь на логику можно утверждать, что слух появился раньше, чем речь.

Ухо человека рассчитано на восприятие человеческой речи, которая может колебаться от 15 до 20000 Гц. Но слуховое окно животных отличается от слухового окна человека. Нам известно, что собаки слышат в несколько раз лучше человека. Так полицейские могут вызывать собак свистком, который не воспринимает человеческое ухо. А летучие мыши вообще уникальны. Их слуховое окно воспринимает звуки, достигающие частоты 85000 Гц.

Изначально животные издавали звуки, используя верхний конец пищеварительной трубки, то есть рот. Впоследствии эти звуки обрели границы восприятия и стали приобретать эмоциональную окраску в виде интонаций злости, страха, любви и т. д.

Человек также меняется. Он встает на ноги, выпрямляется и меняет размеры, форму лица и нижней челюсти. Теперь его лицевая часть становится площе, а челюсть меньше.

Однако самым главным стало мозговое и интеллектуальное развитие. Мозг человека состоит из миллиардов нейронов, которые постоянно количественно меняются и образуют между собой нейрохимические связи. При отстраненном рассмотрении мозг человека напоминает устройство вселенной.

Мозг-то и стал путем развития человека. Он помог хомо сапиенс перейти на новый уровень мышления – познавательный. Хотя нельзя отрицать тот факт, что некоторые животные в той или иной мере снабжены такой способностью.

Человек, благодаря способности думать, может преобразовывать свои мысли в речевую форму. Он всегда пытается понять, обладает интеллектом, абстрагируется и воображает.

Вследствие этих, и особенно последнего дара, человек изобрел такую неотъемлемую сферу человеческой жизни как культуру. Вник в суть смерти и веры в высшие силы.

Слово для человека имеет огромную силу. Словом можно исцелить и словом можно убить. Оно прямо связано с концептуальным мышлением, то есть речь переводится в представление.

Историки о развитии речи

Еще Платон говорил, что мыслить без знания родного языка невозможно, так как прежде чем высказать мысль, ее необходимо оформить в слова. Но есть и другие формы мысли изложения – искусство и жестикуляция. Художник может сделать это при помощи холста и кисти. Музыкант при помощи нот и инструментов, танцор же отобразит свои мысли в пластике тела. Но что же происходит с людьми, у которых голос и слух не в порядке. От рождения, не умея говорить и слышать, они все таки способны мыслить. В этом и состоит парадокс.

Речь у детей

Здоровые дети начинают говорить в три первых года жизни. Каждое слово несет смысловую нагрузку, помогающую людям достигать своих целей. Слово — есть элемент внутреннего голоса. Благодаря ему мы можем, абстрагироваться, логически мыслить, познавать и в лингвистической форме представлять внутренний и внешний мир. Благодаря речи, ее правильности и логичности можно составить некий портрет человека. Ну, а за устной речью осваивается и письменная.

Но ребенок с глухотой не имеет возможности словесно передать свои мысли. Лингвистически он не в состоянии познать мир. В таком случае на помощь к таким людям приходит орган зрения. Глухота порождает визуальную форму мышления и познания. Важно отметить, что социальная сфера, в которой растет и формируется глухой ребенок, должна быть разнообразной и познавательной, для того, чтобы он смог полноценно развиваться.

Даже в древности ученые большое внимание уделяли изучению мышления глухих детей. Они пытались понять, как, не имея возможности лингвистически осваивать слова, они приобретали навыки концептуального мышления. Некоторые ученые считали, что концептуальное мышление присуще всем людям с рождения. Но всех их мучал вопрос, как же можно нормально мыслить, не умея слышать и говорить. Но 20 век подарил таким людям возможность слышать, а значит, и научиться говорить. Отиатрия стала этим спасением.

В античности также занимались вопросами зависимости немоты от глухоты. Например, фараон Псамметих I провел такой эксперимент. Он запер в одном помещении двух новорожденных детей и доверил их воспитание овчарке, а питание овце. При этом он запретил посещать детей. Фараон считал, что египетская речь, есть дар богов, дающийся при рождении. Прошло несколько лет. И в тот момент. Когда в комнату к детям зашел первый в их жизни человек, дети бросились к нему на встречу с криками «бэ-э».

Аристотель писал, что слепой человек от рождения обладает более развитым интеллектом, чем глухонемой. И это заблуждение несколько веков превращала глухих людей в глазах других в умственно отсталых. Все эти замечания должны были навести предков на мысль и связать голос и слух с концептуальным мышлением.

Эпоха Возрождения стала отправной точкой развеивания мифов. Монтень говорил о возможности глухонемых спорить, аргументировать и рассказывать при помощи знаков.

История нам четко демонстрирует связь между органами слуха речи и мышлением.

Сегодня выделяют такие коммуникационные функции:

  • Слух;
  • Звукоизвлечение;
  • Наличие элементарного языка у животных;
  • Наличие уникального языка у человека;
  • Приобретение разговорного языка;
  • Открытие доступа к познавательному мышлению;
  • Формирование структур речи;
  • Создание графического отражения речи.

Теперь можно сказать, что наши слова могут оформляться не только в алфавитные раскладки, но также выражаться жестами и на письме, мультисенсорно, а то и вовсе отрываться от периферических органов чувств.