Кинематограф Франции, то есть, Cinéma français – это не просто несколько фильмов в разных жанровых группах, а целая история нации, развивающаяся под влиянием политических, общественных и культурных изменений. Французское кино рассматривается целостно и с учетом всех факторов, влияющих на творение искусства.
Итак, старое французское кино, самое первое, зародилось на бульваре капуцинок в салоне «Гран-кафе» (Париж), где 28 декабря 1895 года произошел публичный показ «Синематографа братьев Люмьер». Постепенно кинематограф развивался, уступая по кассовым сборам и популярности только американским и индийским фильмам. Сначала кино было трюковым, например, «Фильм д’ар» Ж. Мельеса. С 1910 года зрителям предложили просмотреть комедии, в которых снялся М. Линдер, авантюры от Д. Фейада. До начала Первой мировой войны именно Франция лидировала на рынке кинематографии (ей принадлежало около 90% продукции), в частности, благодаря усилиям компаний «Гомон» и «Пате». По окончанию военных действий началась борьба против коммерческой основы кино. Тогда и появились новые возможности французского кинематографа. После Второй мировой войны наступила новая эра фильмографии тогда появились развлекательные, асоциальные ленты.
Каннский кинофестиваль никак нельзя пропустить, рассматривая данную тему. Это мероприятие сначала проводилось раз в два года (с 1946 г.), потом ежегодно (с 1951 г.) в Каннах, естественно. Актеров уже узнают и любят зрители, особенно отмечают творчество Мари Казарес, Жана Маре, Луи де Фюнеса, Жерара Филипа и пр. Среди постановок мировые критики положительно оценили «Красное и черное» (1854), «Пармскую обитель» (1948), «Терезу Ракен» (1953), «Хиросима, любовь моя» (1959). С 1950 года началась так называемая «новая волна», когда более ста пятидесяти режиссеров начали активно работать, причем очень качественно (например, Франсуа Трюффо, Жан-Люк Годар, Луи Маль, Клод Лелуш, Жак Деми и др.). С 1960 года наступил период великих актеров, таких как Жерар Депардье, Жан-Поль Бельмондо, Жанна Моро, Катрин Денев, Анни Жирардо, Ален Делон, Пьер Ришар.
Учитывая, как кинематограф Франции стремительно развивается, возникло решение учредить ежегодную национальную премию, похожую на американский вариант «Оскара» (имеется в виду кинопремия «Сезар», которую выдают с 1976 года). С ХХI столетия модными считаются работы Люка Бессона, Франсуа Озона, Жан-Пьера Жене в актерском исполнении Матье Кассовитц, Софи Марсо, Жана Рено, Луи Гарреля, Одри Тоту.
Среди французских кинокомпаний лидируют «Gaumont», «Pathé», «Fidélité Productions», «Advantage-studio», «Les Films du Poisson», «CiBy 2000», «StudioCanal», « Le Film d’Art».
Предлагаем рассмотреть также самое кассовое французское кино, в частности, к таковым фильмам относятся следующие:
- «Бобро поржаловать» (2008)
- «1+1» (2011)
- «Большая прогулка» (1966)
- «Астерикс и Обеликс: Миссия «Клеопатра»» (2002)
- «Пришельцы» (1993)
- «Маленький мир дона Камилло» (1952)
- «Разиня» (1965)
- «Веселые и загорелые» (2006)
- «Такси 2» (2000)
- «Трое мужчин и младенец в люльке» (1985);
- «Отверженные» (1985)
- «Война пуговиц» (1962)
- «Ужин с придурком» (1998)
- «Голубая бездна» (1988)
- «Медведь» (1988)
- «Астерикс и Обеликс против Цезаря» (1999)
- «Эммануэль» (1974)
- «Корова и солдат» (1959)
- «Небесный батальон» (1947)
- «Амели» (2001);
- «Хористы» (2004),
- «Таможня дает добро» (2011),
- «Императорские фиалки» (1952),
- «Пришельцы 2: Коридоры времени» (1998)
- «Индеец в Париже» (1994)
- «Это правда, если я вру!» (2001)
- «Жандарм из Сен-Тропе» (1964)
- «Граф Монте-Кристо» (1954)
- «Пятый элемент» (1997)
- «Новобранцы сходят с ума» (1971);
- «Возвращение дона Камилло» (1953)
- «Приключения раввина Якова» (1973)
- «Жан де Флоретт» (1986)
- «Невезучие» (1981)
- «Месье Венсан» (1947)
- «Праздничный день» (1949)
- «Большие каникулы» (1967)
- «Тайны Версаля» (1954)
- «Плата за страх» (1953)
- «Три брата» (1995);
- «Михаил Строгов» (1956)
- «Жандарм женится» (1968)
- «Астерикс на Олимпийских играх» (2008)
- «Особая миссия» (1946)
- «Фанфан-тюльпан» (1952)
- «Мы отправляемся в Париж» (1950)
- «Манон с источника» (1986)
- «Такси» (1998)
- «Артур и минипуты» (2006)
- «Муж моей жены» (1963)
Я знаю и верю, что французский кинематограф – первый в мире! Именно по Франции был продемонстрирован первый в далеком-далеком 1865 году. И кинокомпании, которые сейчас считаются старейшими Gaumont и Pathé появились во Франции.
Дело в том, что я познакомилась с миром кино именно по французским фильмам. Я просто тогда еще не знала, что есть профессия – актер кино, режиссер, оператор. Мы жили в центре Москвы, родителям меня не с кем было оставлять, и они брали меня на поздние сеансы в кинотеатры. Я благополучно засыпала по французскую речь. Я не знала, фильм Франсуа Трюффо или Жан-Люка Годара смотрят в зале, но мне нравилось. Конечно, я позже не могла не влюбиться в Алена Делона в «Черном тюльпане», или в «Зорро», сравнивать своих мальчиков с Жан-Поль Бельмондо и восторгаться и подражать женщинам из французских фильмов.
Я бы может быть и не вспомнила о французском кино, но в силу этого коронавируса , находясь дома, зацепилась за документальный фильм об Алене Делоне. Конечно, я пересмотрела все. Мои любимые «Искатели приключений», «Двое в городе», «Борсалино», а «Прощай полицейский» без Делона, но с Лино Вентура? Остановиться просто невозможно. Я помолодела лет на…..цать . Никакие таблетки для омоложения пить не надо! Может в старых французских фильмах и отсутствует легкость бытия, но они неповторимы!