Статейник

Полезные статьи и советы

Подростковый период — особенности становления личности и проблема социализации человека

подростковый период

подростковый период

Кризисов, причем нормативных, в нашей жизни достаточно. И прежде, чем войти в подростковый период, ребенок с рождения проходит несколько кризисов. Психологи различают несколько этапов, стадий развития личности.

Кризисов, причем нормативных, в нашей жизни достаточно. И прежде, чем войти в подростковый период, ребенок с рождения проходит несколько кризисов. Психологи различают несколько этапов, стадий развития личности.

На каждом этапе человек решает определенные именно для этого этапа задачи. И, если эта задача не решена, то, соответственно, ее решение переходит на следующий этап. Каждому этапу соответствует присущий именно ему вид деятельности. Поэтому всему свое время. Сами понимаете, чем больше задач не решено, тем больше их накапливается.

И подростковый период оказывается периодом решения не только присущих ему задач, но и ранее нерешенных. Поэтому представляете, как много надо сделать и нашим детям, и нам. Лучше, конечно, все вопросы решать постепенно, но не всегда мы обладаем достаточным количеством знаний. Но, с другой стороны, не сделали бы мы одних ошибок, вероятно, сделали бы другие. Так что, вместе с детьми, будем воспитываться и сами.

Переход от одной стадии развития к другой и есть кризис. То есть живет себе ребенок, развивается, дошел до определенной стадии развития, перешел на следующую ступеньку, и так далее.

Этот переход может быть даже незаметным, а может сопровождаться «громом и молнией». И очень во многом это зависит, в первую очередь, от нас, родителей.

Есть несколько периодизаций развития личности. Одна из самых распространенных принадлежит Э. Эриксону. Обратимся к ней, чтобы понять, какие задачи развития и в каком возрасте решали мы, и решают наши дети.

Вот родился младенчик

До года единственный человек, который ему нужен, и который для него воплощает весь мир – это мама. В этот период жизни для развития ребенка нужно ощущение, что мир – это безопасное, хорошее место, так как именно сейчас формируется базовое доверие, или, наоборот, недоверие к жизни.

Если этот этап жизни пройден конструктивно, то к году наш малыш энергичен и жизнерадостен.

Вот нашему сокровищу уже годик

Он уже нуждается не только в маме, но и в папе. В этот период малыш начинает понимать, что он уже не часть мамы, а его желания могут отличаться от того, что ему предлагается. Появляется понимание, что малыш – человек, могущий принимать решения. Формируется самостоятельность, либо стыд и сомнения. К концу периода раннего детства у ребенка появляется независимость.

Вот на именинном торте задули уже целых три свечки, и вдруг родители начинают замечать у своего малыша признаки бунтарства. Ему уже мало мамы-папы, потребность в общении растет, хочется поиграть и с братьями-сестрами, со своими сверстниками. В основном, именно в этом возрасте начинается социализация ребенка, он начинает посещать детский сад.

Задача, которая стоит перед малышом, усложняется, он уже учится браться за новые дела и справляться с неудачами. И именно сейчас в нем вырабатывается инициативность, или, в противовес, пассивность и чувство вины. К концу периода детства ребенок становится целеустремленным.

Вроде бы вчера мы выбирали своему сокровищу имя, а сегодня ведем его в школу. Теперь его окружают не только родители, члены семьи, друзья-товарищи, но и большое количество новых людей. Огромное значение в его жизни начинает играть именно школа, причем родителям некоторое время даже придется разделять свой авторитет с первой учительницей.

Именно этот период жизни благоприятен для учебной деятельности, основной задачей становится овладение основными навыками и умение работать с другими.

И к концу этого этапа развития формируются компетентность либо неполноценность, а также в активе школьника должны быть «в наличии» основные учебные знания, умения и навыки.

Наступил подростковый возраст

Семья на некоторое время отходит на второй план, а на первое место выходят друзья, группы ровесников. Учебная деятельность также перемещается куда-то в сторону, а основным становится общение. Вспомните себя, когда основное в школе происходило на переменах, а на уроках просто необходимо было срочно передать какие-то записки.

Постоянно что-то обсуждалось, а потом, после уроков, часами висели на телефонах или стояли в подъездах, обсуждая какие-то «мировые, глобальнейшие» проблемы, типа, что одеть завтра в школу, как понравиться мальчику из старшего класса, или как классно забил гол Блохин во вчерашнем футбольном матче.

Вот такое же сейчас происходит и с нашими подростками, только они общаются уже не только по телефону, а «Вконтакте», играют в какие-то сетевые игры, обсуждают наряды и личную жизнь солисток многочисленных девчачьих групп, перекидывают друг другу по почте и скайпу новые песни своих кумиров и т.д. (список можно продолжать до бесконечности). И в этом общении наш взрослеющий ребенок ищет себя, ищет свое место в этой жизни.

Взрослые его еще не принимают, а в детские игры играть ему неинтересно. Именно поэтому важны друзья-ровесники, такие же ищущие, такие же толком неуверенные в себе. Сейчас в ребенке усиленными темпами развивается собственное Я, формируется либо идентичность личности, либо происходит диффузия личности.

И пройдя этот непростой возраст, пережив и подростковый период, и юность, наш ребенок становится взрослым, так как именно в этом возрасте происходит самоопределение.

К чему это все? Если мы в 13 ребенкиных лет спохватимся и усиленно возьмемся за воспитание, то будет очень и очень трудно, а многие моменты будет ухватить архитрудно. Ведь можете себе представить, сколько задач должно быть решено к вступлению в этот самый трудный возраст?

Но, даже если мы и увидели в своей линии воспитания определенные пробелы (а они есть у каждого), то просто будем стараться их решать вместе с ребенком, иногда даже честно признавшись ему в своих промахах. И будем начинать ни и понедельника, ни с Нового года, а прямо сейчас.