Статейник

Полезные статьи и советы

Петроглифы Карелии: достопримечательности со времен неолита

Петроглифы Карелии

Петроглифы Карелии

Петроглифы Карелии известны всему миру еще с древних времен, которые хранят свои тайны, и притягивают все больше и больше туристов со всего мира. Это так называемые каменные лабиринты и рисунки на скалах на Белом море. Лабиринты, сделанные из камня, называются так называемыми «вавилонами».

Граничащие с водой почти горизонтальные или пологие участки береговых склонов были наскальными полотнами. Вдоль побережья, приблизительно протяженностью в двадцать километра, находятся двадцать три группы онежских петроглифов. На двух мысах Пери Нос и Бесов Нос, которые являются центральными мысами этого озера, находится большое количество рисунков. Среди них выделяют самые известные и крупные, такие как Новая Залавруга, Бесовы Следки и Ерпин Пудас.

Каждая группа петроглифов насчитывает несколько десятков изображений. Все петроглифы Карельской республики нанесены точечными ударами камнями, как-будто углублены в скальную поверхность. Предполагают, что для этих целей в древние времена использовали кварц.

Глубина нанесения петроглифа, как правило, составляет два или три миллиметра. Линия контура всех петроглифов довольна четкая. Размеры этих изображений достаточно разнообразны: от совсем маленьких, длина которых составляет несколько сантиметров, до очень больших, размер которых составляет от двух с половиной до четырех метров.

Но чаще всего можно встретить петроглифы от пятнадцати до шестидесяти сантиметров. Некоторые петроглифы обладают вымышленными, сверхъестественными деталями и чертами. Можно встретить очень загадочные рисунки. Большая часть изображений благодаря натуралистической манере поддается распознанию и узнаваема.

Не составит особого труда узнать в петроглифах морских и лесных зверей, лодки, водоплавающих птиц и людей. Антропоморфные образы являются главной особенностью петроглифов карельского края, в особенности беломорских. Именно они являются главными действующими лицами наскальных полотен.

Довольно часто изображались средства передвижения: лыжи, лук, лодки и стрелы, орудия труда, гарпуны. Древние люди тратили все свои время и силу добычу одежды и пищи, создание убежища от хищных зверей и непогоды, изготовление орудий из кости, камня и дерева, на сооружение различных капканов и ловушек.

Многие петроглифы и каменные лабиринты, связаны, в основном, с традиционными обрядами и хозяйственной деятельностью древнего человека. Эти изображения были выбиты древними художниками на гранитных скалах кусками кварца. Петроглифы в Карелии находятся в двух местах — на восточном побережье Онежского озера, так называемые онежские петроглифы, и в девяти километрах от города Беломорска, которые называют беломорскими петроглифами.

Беломорские петроглифы включают в себя две тысячи разных видов изображения, на которых можно увидеть лесных и морских зверей, лодки и людей. Помимо единичных изображений, также можно увидеть изображения сцен, таких как охота на оленей, лосей, медведей, морских птиц и зверей.

Беломорские петроглифы были открыты писателем Линевский А. М, которые были на восемьдесят лет раньше открыты, чем остальные. Как считают исследователи, петроглифы так называемые «Бесовы Следки» являются самыми древними наскальными рисунками в Карелии.

Петроглифы под названием «Старая Залавруга» изображают осеннюю охоту на оленей, которые переправляются через реку, в период их кочевки с юга на север. Стоит отметить, что все это происходит в разное время года. Сначала изображена сцена с доками по открытой воде, а затем перед нашими глазами предстает сцена с использованием лыж.

Обе сцены, скорее всего, посвящены теме охоты на оленей в разное время года. На этих изображениях присутствует также тема войны. Показаны всевозможные сражения, которые происходили в древние времена.

Петроглифы под названием «Новая Залавруга» были открыта на двадцать семь лет позже, чем петроглифы «Старая Залавруга». Петроглифы обнаружила в 1963 году археологическая экспедиция, которую возглавлял Юрий Александрович Савватеев.

Природа сохранила древние рисунки под слоем почвы. На этом месте было найдено двадцать шесть групп петроглифов, которые были рассредоточены на большой территории. Самой крупной сценой является сцена зимней охоты на лосей.

Героем и действующим лицом всех петроглифов одновременно становится человек. С этого можно сделать вывод, об очень значимых сдвигах в восприятии и сознании окружающего мира. В этих изображениях образ зверя, который постоянно доминировал на рисунках, отходит на второй план.

Эти композиции занимают где-то двадцать квадратных метров территории. Даже если рисунки посвящались одной теме, то все равно они были разные. Встречаются также и необычные изображения, такие как лыжник, который стреляет из лука в зверя, который сидит на дереве; пеший охотник, который догоняет оленя.

Редко можно встретить в петроглифах изображения, которые связаны с войной, враждебными столкновениями и поединками. Отдельно от всех изображений находится уникальный рисунок единственного человека, лицо которого изображено в «фас». Это изображение ученые называют «пляшущим человечком» и наделяют его ролью шамана.

Если верить легенде, которая популярна в деревне Выгостров, если дотронуться к изображению «пляшущего человечка» и попросить о чем-нибудь, то шаман обязательно выполнит просьбу просящего. Со временем в первой половине второго столетия до нашей эры петроглифы беломорского края оказываются под водой.

Но следует иметь в виду, что прекращение нанесения рисунков вызвано не каким-то катаклизмом или резким спадом культуры сотворившего их народа, а изменением обрядов и мировоззрения этого народа. Культурное развитие дальше осуществлялось с помощью увеличения роли слова и устного творчества.

Памятники, которые были созданы во времена неолита, а именно петроглифы Карелии для науки стали известными не так давно. Петроглифы карельского края являются уникальными памятниками первобытного искусства, которые имеют мировое значение. Петроглифы являются одной из разновидностей культурного туризма, который очень популярен у туристов со всего мира.