Статейник

Полезные статьи и советы

Бегущие по радиоволнам: история радиомоделирования

радиомоделирование

радиомоделирование

Радиомоделизм зародился в 50-х, когда появились первые японские модели — автомашины, самолеты и катера. Медленно, но верно это увлечение охватило всю планету. Сегодня по всему миру создаются клубы моделистов, проводятся регулярные фестивали, соревнования, в которых участвуют как энтузиасты-одиночки, так и профессиональные команды. Ведь радиомоделизм позволяет отлично расслабиться, развлечься и, главное, почувствовать себя настоящим управленцем.

Загонять не по-детски Очень популярный вид радиомоделей благодаря простоте в управлении — это радиоуправляемые машины для дрифта. Есть автомодели миниатюрные, чтобы в часы рабочего перерыва расслабиться, погоняв на них по офису.

Есть и весьма приличных размеров, на которых лучше закладывать виражи на улице. Можно гонять на машинках просто так, а можно устраивать соревнования на размеченной трассе. Одних привлекает драгрейсинг на максимуме скорости, других — гонки по пересеченной местности, прыжки, кувырки, сальто и даже управление в полете за счет изменения крутящих моментов.

А те, кому по нраву управляемые заносы и скольжения, ставят на машинки гироскопы, позволяющие контролировать движение модели даже на максимальной скорости.

Существуют копии серийных моделей для гонок по асфальту, «багги» — внедорожники, способные проходить где угодно, и «монстры» — самые большие радиоуправляемые авто, гоняющие и зимой и летом, по снегу и грязи. Машины делятся на классы по масштабу, наиболее распространенные — 1: 8 или 1: 10. Двигатели бывают внутреннего сгорания и электрические.

Кому нравится, чтобы ревело и дымило, те выбирают первый вариант. А люди, которым не по душе гарь и капающее масло, предпочитают «электрички». Мощный электродвигатель не нужно настраивать и обкатывать, к тому же тяга и динамика в нем часто имеет преимущество — отсутствие приемистости позволяет электродвигателю сразу рвать с места по газам. Хороший двигатель имеет мощность 4 л. с. и позволяет развивать скорость порядка 100–130 км/ч. Но цена таких моторов соизмерима с ценой самой машины.

Конструктивная свобода Большое преимущество радиоуправляемых моделей — это широкие границы для тюнинга. К примеру, владелец авто волен сам выбирать тип резины, тип и мощность мотора, оси подвески, аккумулятор, свечи, эстетическую наполняемость автомобиля и даже оснащенность дополнительными приспособлениями. 

Существуют, к примеру, пистолеты для быстрой закачки топлива под давлением — незаменимая вещь на соревнованиях.

Обслуживание автомоделей требует знаний в настройке подвески, умении правильно подобрать жидкости для дифференциалов и тормозов, выбрать определенные сорта топлива и типы свеч. 

Как и на настоящем авто, здесь существует множество настроек: развал схождения, настройка тормозов. Можно использовать штатные диски — металлические вентилируемые, а можно композитные или карбоновые.

Возможна даже установка фар с ближним и дальним светом, габаритов, поворотников и тормозных огней. Причем кузова можно раскрашивать во все цвета радуги и менять их хоть каждый день, превращая машину сегодня в Renault, а завтра — в Toyota. 

Броня наша крепка Особая категория наземного транспорта — радиоуправляемые танки, гусеничная подвеска которых аналогична настоящей. Одни танки стреляют пластиковыми 4 мм шариками, а другие оборудованы инфракрасной пушкой, позволяющей устраивать тактические бои. 

При выстрелах пушки даже имитируется отдача: установленные на танке датчики фиксируют попадание инфракрасного снаряда противника, а лампочки на броне дают информацию о том, что танк подбит. 

После чего танк начинает крутиться, а при шести попаданиях отключается вообще. Для пущей копийности танков при включении и выключении они издают звук настоящего дизельного двигателя.

Из пены морской Радиоуправляемые яхты и катера — это особая, редкая категория моделей. Существуют копии знаменитых океанских яхт, атомных ледоколов, подводных лодок, линкоров. 

Самые простые, размером от полуметра до метра, имеют электродвигатель или два. Но даже такие «малыши» уже впечатляют своей скоростью. 

А полутораметровый катер с 26-кубовым двигателем внутреннего сгорания и мощностью 2, 5 л. с. разгоняется по воде до скорости 50–60 км/ч! Модели подводных лодок работают по тому же принципу, что и настоящие субмарины. 

В них установлена маленькая балластная система. Закачивается вода, и субмарина погружается под воду. 

Дорогие модели, которые способны погружаться на глубину 6 метров, часто даже оснащают телекамерами. Особняком стоит аккумуляторный катер на воздушной подушке, который гудит как жук. Забот с ним никаких, главное на него не наступать.

Разгоняется с места и скользит он быстро, причем по любой поверхности: и по воде, и по суше.

Улетный транспорт Более сложные в управлении радиомодели — это летательные аппараты. Их габариты колеблются от помещающихся в бардачке машины до занимающих весь ее багажник. 

А размер имеет значение: чем больше самолет, тем меньше он сносится ветром и более устойчив в полете. Поэтому некоторые, для того чтобы перевозить свои огромные радиоуправляемые детища, решаются на приобретение мини-автобусов. 

А как же иначе — ведь некоторые аэропланы имеют габариты 3×3 метра, и это при том, что крылья у них съемные и для их перемещения на взлетное поле нужна как минимум «Газель». Обычно авиамодели могут находиться в полете около 20 минут. 

Начинающие радиомоделисты стараются выбрать именно ту модель, которая позволит им дольше парить в небе. Пилоты со стажем утверждают, что для получения огромного удовольствия от управления моделью достаточно и 10 минут. Аэропланы бывают двух видов: для пилотажа обычного и для 3D-пилотажа. 

На 3D-моделях можно закладывать такие виражи, какие даже настоящие самолеты сделать не в силах: перегрузки и для пилота, и для машины будут слишком высоки. Зато ведомая с земли техника эффектно зависает на месте, летает вверх ногами, боком и даже задом наперед.

Второй критерий классификации разделяет самолеты на копии и полукопии. Здесь ценится не только то, что самолет летает, нужно еще, чтобы он был в точности похож на настоящий прототип. 

В копиях уделяется внимание каждой мелочи: двигателю и заклепкам на обшивке, технологическим надписям и даже фигуре летчиков. И если полукопии собирают из заводских деталей, то для создания полноценной копии часто используется ручная работа. Такие модели делаются по настоящим чертежам, и на их создание уходит порой по нескольку лет.

Чемпионаты по авиамоделизму проходят в два этапа. Первый — внешнее соответствие прототипу, а второй — полетная демонстрация, когда выполняются те же фигуры пилотажа, что и на реальном прототипе. На таких мероприятиях необходимо предоставить документацию, чертежи, фото оригинала, его историю.

Причем если бомбардировщик «сбросит бомбы», а транспортник «высадит десант», это добавляет дополнительные очки в соревновании. А иногда разыгрывается целый спектакль, когда на атакуемой самолетом диспозиции взрывается заложенная пиротехника.

Верчу как хочу Вертолеты — наиболее дорогие и самые сложные в управлении модели. Но именно благодаря этому они и получили в последнее время большую популярность. Существуют как маленькие модели, размерами чуть больше стрекозы, так и большие — несколько метров в длину. 

Маленьким вертолетиком можно управлять в квартире, а солидные модели даже в сильный ветер поднимаются выше девятиэтажного дома. Можно было бы воспарить с вертолетом и еще дальше, но его уже просто не будет видно.

Из-за того, что на вертолеты ложатся очень высокие нагрузки, в их конструкции применяют сверхсовременные технологии: карбоновые рамы, лопасти и оперение. Кроме этого, на вертолетах установлены бортовые компьютеры и электроника, выполняющая все стабилизационные функции управления. 

Пилот может запрограммировать компьютер так, чтобы он держал под контролем и корректировал работу двигателей в любом режиме полета — от размеренного планирования до захватывающего дух высшего пилотажа. 

Кроме того, если по каким-то причинам сигнал пропадает, аппаратура сама выведет вертолет в наиболее безопасное для окружающих состояние.

Мечта управленца Аппаратура управления имеет дальность действия радиосигнала от 0, 5 до 6 километров. Но мало кому нравится рулить вслепую, и дальше 200–700 метров модель от себя обычно не отпускают.

Штурвал и панель приборов радиопилоту заменяет передатчик с антенной, джойстиками и множеством кнопок. Радиолюбители со стажем выпиливают деревянную или покупают пластиковую подставку под передатчик и вешают ее на шею: так управлять самолетом сподручней. 

А на конец антенны привязывают ленту — это указатель ветра, на который делают поправки, чтобы радиомодель не потеряла статус управляемой.

В последнее время все большую популярность стали получать реактивные самолеты, оснащенные таким же газотурбинным двигателем, как в настоящих самолетах, только поменьше. Представьте себе, скорость таких самолетов достигает 300 км/ч!

А кроме этого, существуют радиоуправляемые дирижабли и еще целая категория курьезных летающих аппаратов: летающие домики, бульдозеры, жуки и даже утюги. 

Тем не менее радиолюбители в один голос говорят о том, что радиомодели — это вам не игрушки, а настоящая техника в миниатюре, и с этим трудно не согласиться.

Огонь на поражение Танк может оснащаться интеллектуальной системой ведения боя. Во время поражения «снарядом» инфракрасной пушки танк останавливается и начинает вибрировать. А после шестого попадания раздается звук, имитирующий взрыв бронемашины.